Времен связующая нить.

1 августа 2014 года в Ульяновском региональном транспортном комплексе, в торжественной обстановке, с участием работников комплекса, ветеранов производства и гостей из Министерства транспорта Ульяновской области — заместителя министра транспорта Бычкова Игоря Юрьевича и главного консультанта Министерства по транспорту и дорожному хозяйству Латыповой Зельфии Зариповны, был открыт первый музей Волжско-Уральской транспортной компании! Людям, работающим в компании, не надо объяснять, почему именно в Ульяновске. А для всех остальных мы ответим — потому что Ульяновское подразделение является самым старейшим в структуре компании. Именно там, в 1949 году возникла контора, которая с течением времени, претерпевая массу структурных реорганизаций, заложила фундамент Волжско-Уральской транспортной компании. Мы не будем вдаваться в подробности истории — всю историю вы сможете изучить в экспозиции музея! Мы просто расскажем об истории создания самого музея.

Идея создать музей родилась у Третьякова Геннадия Михайловича — генерального директора компании. И повод оказался серьезным — в декабре 2014 года Волжско-Уральская транспортная компания будет отмечать 65-летие своего существования. Проработать идею создания музея было поручено Третьяковой Татьяне Евгениевне — референту генерального директора, Орловой Антонине Анатольевне — руководителю Ульяновского регионального транспортного комплекса и Стрельченко Светлане Владимировне — пресс-секретарю компании. Дело оказалось новым и поэтому показалось слишком сложным! Но как говорят в народе — глаза боятся, а руки, а здесь уместнее будет сказать голова, делают!

Говорит Орлова Антонина Анатольевна, хозяйка музея: «Вспоминается как творческая группа, которой было поручено это необычное задание, хваталась за головы, не зная, с чего же начать! Были реанимированы все старые связи, которые хоть как — то могли помочь в решении поставленной задачи. И вот пробежали полгода, наполненные нелегкой, но интересной, творческой работой. Довольно короткий срок для создания музея! Но мы хорошо понимали, что это надо! Ведь история, как и жизнь, не стоит на месте, и чем раньше мы начнем собирать материал, тем больше мы сможем показать в нашей экспозиции!» «Работа по созданию музея велась хоть и быстро, но кропотливо и вдумчиво, — делится своими впечатлениями Третьякова Татьяна Евгениевна, которая отвечала за подборку исторического материала на стенды музея. — Честно скажу, оказывается, очень сложно рассказать об истории компании, о ее длительном пути становлении и развитии на ограниченном количестве стендов. Но мы очень постарались. И хоть экспозиция не очень большая, но здесь можно будет увидеть фотографии ветеранов, которые, внесли свой неоценимый вклад в развитие предприятия, фотографии людей, которые и сегодня успешно трудятся на благо родной компании. Большая часть материала посвящена Ульяновскому РТК и это не случайно, всем известно, что наша компания берет свое начало именно там. Посетители смогут увидеть черно-белые фотографии событий, подкрепленные историческими документами и справками, которые к счастью сохранились в архивах Ульяновска и других регионов. А современность заблестит яркими красками, лучшими фотографиями комплексов, показывающих не только трудовые будни, но и отдых трудящихся, спортивные мероприятия».

На плечи Стрельченко Светланы Владимировна легла нелегкая работа по «утряске» всех вопросов по выбору мебели, расположению информации, размещению фотографий и исторического материала на стендах. Да и сами фотографии надо было отыскать, и, с помощью Булыгина Николая и Гусева Владимира — безотказных творческих работников отдела информационных технологий, привести их в соответствие с музейными требованиями. «Может быть, не все получилось, но мы очень старались, чтобы наш первый блин не получился комом, — говорит с улыбкой Светлана Владимировна, — и мы постарались, что бы каждый посетитель смог, унести с собой впечатления об интересных эпизодах из жизни компании, прикоснувшись к нашей истории».

Большую помощь в создании музея оказывали все работники компании — ведь надо было дать цифровой материал, найти интересные фотографии, встретится с ветеранами и записать их воспоминания, найти интересные старые вещи, связанные с развитием железных дорог. Помогали и люди «со стороны». Например, Менчик Юрий Васильевич — директор музея РЖД. Он не отказался нас принять, выслушать и дать не только дельные советы, адреса людей, которые могут изготовить музейную мебель, но и поделиться некоторыми документами и литературой. Дорожный мастер ПЧ 22 Лысов Валентин предоставил в музей коробку с сигнальными петардами и сигнальный рожок. Поделились экспонатами и региональные транспортные комплексы. Например, из Саранска был передан телетайп, и, так называемая чекварка — инструмент для рихтовки пути. Умельцы из УРТК постарались и создали целый макет — чекварка в действии! Из Салавата прислали не много — не мало — первую вычислительную машинку — бухгалтерские счеты, которые хранились в запасниках комплекса, а так же печатную машинку, на которой были напечатаны несметное количество приказов — распоряжений. И еще герб Советского Союза! Геннадий Михайлович Третьяков не пожалел для музея свою железнодорожную форму, которая долгое время пылилась в домашнем шкафу, а Остапчук Василий Михайлович к этой форме принес железнодорожную фуражку.

Итак, музей открыт! Теперь дело осталось за малым — пополнение экспонатами экспозиции музея. И тут может помочь каждый, кто хоть немного связан с промышленным железнодорожным транспортом и с Волжско-Уральской транспортной компанией!